Джазовое образование в Германии | Татьяна Нова

 

 

ТАТЬЯНА НОВА —

выпускница Дрезденской Высшей школы музыки им. Карла Марии фон Вебера и солистка вокального ансамбля Национального джазового оркестра Германии.

Недавно вышел в свет её дебютный EP «Planeta»: AppleMusic Spotify

На творческой встрече образовательного центра Lanote Таня рассказала слушателям о том, как поступить в немецкий вуз, как определиться с выбором страны для получения образования и какие шаги для этого предпринять.

— Расскажи подробнее о своем образовании. С чего все началось?

— Я родилась и выросла в Москве и сначала училась в хоровой студии «Радость». Затем поступила в Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова, где проучилась четыре года на дирижерско-хоровом отделении.

Это была идея моих педагогов из музыкальной школы, и за это я им очень благодарна. Профессия дирижера — это комплексное музыкальное образование: вокал, фортепиано, теория музыки, музыкальная литература — дирижер должен уметь все и на самом высоком уровне. Я очень довольна этим образованием и советую всем, кто еще думает, куда поступать, особенно на среднее профессиональное музыкальное образование, идти на дирижерско-хоровое. Ко всему вышеперечисленному это еще и воспитание лидерских качеств, что помогает мне до сих пор в работе с моими проектами.

Потом передо мной встал выбор, что же делать дальше. Я выбирала между эстрадным факультетом ГИТИСа и Академией им. Маймонида. Меня взяли в оба вуза, но склонилась я все же к академии. Я знала, что через год уеду в Германию, а из ГИТИСа мне было бы сложно уйти.

— Почему ты выбрала именно Дрезден?

— За историей переезда скрывается большая история любви. Я переехала на тот момент к своему молодому человеку, сейчас — мужу.

Я знала о том, что в Дрездене есть Высшая школа музыки и что у нее сильное джазовое отделение, ходила на «Вокальные ночи» (концерты студентов джазового вокала в местном крупном джаз-клубе) и каждый раз понимала, что учиться я хочу именно здесь, у сильных педагогов, среди сильных музыкантов. Поэтому начала готовиться к поступлению, восемь месяцев занималась с концертирующим педагогом по джазовому фортепиано и за пару недель до поступления взяла несколько уроков у вокалистки, которая окончила этот институт.

 
Вокальная ночь в джаз-клубе «Тонны» в Дрездене

— Как выглядит эта школа?

— Она состоит из двух зданий — старого и нового, с огромным концертным залом и библиотекой. Между собой они соединены стеклянным коридором. Также есть студия звукозаписи, и каждый студент имеет право на один день записи и сведения там. Конечно, за один день вряд ли получится записать альбом, но два-три трека — вполне возможно.

— Давай поговорим о процессе поступления. Какая виза требуется?

— Я не сталкивалась с вопросом получения студенческой визы, но знаю, как это устроено. Сначала нужно приехать в страну по туристической визе и сдать вступительные экзамены. По такой визе в Европе можно находиться до 90 дней, поэтому можно планировать подаваться в несколько университетов за одну поездку (часто вступительные экзамены все же не совпадают по датам) и останавливаться у кого-то из знакомых. Не будем показывать пальцем. (Смеется.) Welcome!

 

Если профессора из комиссии понимают, что они хотят вас видеть в качестве учащегося, они вам тихонько на ушко в коридоре после вступительного шепнут: «Ждите скоро от нас письмо и готовьте документы на визу». Так, конечно, происходит не везде, но в Дрездене — каждый год. Как только вы получаете официальное письмо-приглашение из консерватории по почте, вы подаете документы на студенческую визу.

Одно из непростых обязательств для немецкой студенческой визы — у вас должна лежать большая сумма в одном из немецких банков. На данный момент это примерно 8000 евро. Хорошо, что сейчас эти деньги можно снимать со счета. А еще некоторое время назад требования были другие, и эта сумма должна была оставаться нетронутой весь период обучения. Она служила подушкой безопасности в крайних случаях, если человек вылетал из института. Не у каждого есть такие деньги, которые можно просто так взять и положить на счет в немецкий банк. Но поверьте мне, я знаю много живых примеров, что тот, кто хочет, всегда найдет какие-то лазейки.

— Если говорить о стоимости обучения — какие это цифры?

— Обучение в Германии считается бесплатным, но есть семестровый взнос, он платится раз в полгода. В среднем это 270 евро. Бóльшая часть этой суммы уходит на оплату проезда на общественном транспорте, что довольно удобно. Благодаря студенческому проездному билету мы можем бесплатно ездить по всей Саксонии, правда, на медленных поездах, но все же. А это значит, бесплатно доехать за час до Лейпцига, за два часа до Праги (и за проезд вы платите только от чешской границы), до Берлина всего два часа пути. Так что это даже приятно, что нужно только один раз что-то заплатить — и кататься сколько хочешь.

Как и в России, эти бесплатные места ограничены по количеству, но платных мест совсем нет. Когда я поступала, было всего два места на вокальное отделение. Поэтому я подстраховалась и подала документы на то же вокальное отделение, но с педагогическим углублением. Первые два года все предметы у этих двух направлений одинаковые, и за это время можно сдать внутренний экзамен и попробовать перевестись на исполнительский факультет.

— Как проходят вступительные испытания?

— Я расскажу, как это было у меня. При поступлении на вокально-исполнительский факультет нужно было исполнить четыре композиции в разных джазовых стилях. Несмотря на то что факультет называется «джаз-рок-поп», основное направление — это джаз. Причем не только для вокалистов, для всех! Эта стилевая жилка проходит через все семестры. В Германии очень приветствуется, если на момент поступления у вас уже есть вокальная техника и свои идеи для авторских композиций и аранжировок. Важно, чтобы у человека был опыт импровизации. Речь не идет о какой-то невероятной подготовке, но комиссии важно видеть, что человек не только что начал интересоваться вокалом. Средний опыт студентов-первокурсников довольно высокий, и этот уровень растет с каждым годом!

Кроме того, нужно было сыграть три произведения на фортепиано, но не только джазовые. Поэтому я взяла один стандарт и то, что играла в «Ипполитовке» на государственном экзамене. Помню, меня тогда спросили: «Вы уверены, что хотите на джазовый факультет?» (Смеется.)

 

На экзамене присутствует большая комиссия, была даже педагог по актерскому мастерству и постановке голоса. После исполнения песен и игры на фортепиано она попросила меня покричать в окно, будто там стоит мой знакомый. Так они хотели услышать и лучше понять мой голос: достаточно ли он сильный, умею ли я кричать так, чтобы голосу не навредить и не закашляться. Также в комиссии сидит педагог по классическому вокалу, он просит спеть а капелла. Ведь одно дело, когда ты интонируешь с инструментами, а вот когда ты один…

— Как проходит обучение?

— Что мне нравится в Дрезденской школе — специальность делится на два предмета, технику голоса и стилистику, и проходит дважды в неделю. Техника постановки голоса проходит с классическим уклоном (кстати, на втором курсе летом нужно сдать экзамен по классическому вокалу и подготовить 15-минутную программу), и ведут ее для джазовых певцов доценты, владеющие техникой Estill Voice Training. Ее особенность заключается в том, что джазовый и классический вокал не сильно разделяются как две совсем разные школы, она базируется на том, что джазовые певцы должны владеть разными красками голоса.

— Какой язык нужен для получения образования?

— Учеба идет на немецком языке, и для поступления нужно сдать экзамен на знание немецкого языка на уровне А2. На самом деле, его очень легко получить. За год до переезда я начала учить язык с нуля и сразу сдала на А2. Бывает, что на момент поступления абитуриент недостаточно владеет языком. Но если профессора хотят, чтобы он у них учился, то это решаемо: в таком случае комиссия пишет заявление на имя ректора с просьбой о допуске к учебе, и если ректор дает добро, то абитуриент получает возможность начать учебу и учить язык еще полгода на внутренних курсах. Через полгода сдается внутренний экзамен, который проходит очень лояльно.

— Если говорить про студенческие общежития, они платные?

— Да, но разные по ценам. Стоимость одноместной комнаты в общежитии начинается от 160 евро в месяц (многоместных комнат, как в России, нет), но для удобства студенты снимают квартиры вместе: и удобнее, и экономичнее.

 

— Можно ли работать, находясь в Германии по студенческой визе?

— Да, официально можно зарабатывать до 450 евро в месяц. Как правило, это гастрономия, торговые точки. А если вы хотите зарабатывать музыкой, есть дорогостоящие отели, в которых для посетителей каждый вечер играют живую музыку. Я сама работала так, правда, в ресторане. Играли каждую последнюю пятницу месяца, на длительном договоре. Можно взять инициативу в свои руки и самому предложить свою работу заведениям.

— Что бы ты посоветовала при выборе учебного заведения?

— Я считаю, что, как и в России, нужно поступать к определенному педагогу. Когда я подавала документы, я переслушала педагогов и их студентов из четырех консерваторий. Например, мне не понравилась вокальный профессор из Лейпцига. Все, что она пела, было очень традиционно, и я понимала, что если пойду к ней, то дальше свинга 1930-х годов не уйду.

— Какие есть краткосрочные образовательные программы?

— Есть магистратура, которая длится один-два года. Вступительные туда очень похожи на требования бакалавриата, при этом от магистранта ожидают значительно более высокий уровень подготовки. Правда, магистратура предусмотрена не во всех институтах Германии. Например, недавно я рассматривала Берлин, чтобы получить мастера, а он там только композиционный.

— Существует ли иерархия университетов в Германии?

— Они все очень разные. Когда меня спрашивают сами немцы: «Что вы нам порекомендуете?», нужно понимать, на что хочется идти. В Берлине, например, авангард развит, в Дрездене — фьюжен-направление. Гамбург — это в основном поп и мюзиклы, а Мюнхен — джаз-поп. На мой взгляд, самые сильные джазовые точки — это Кельн, Берлин и Дрезден. Можно посмотреть, откуда ребята из состава Национального джазового оркестра. Из Дрездена нас семеро, а всего мест в оркестре было 30. Вот представьте.

— Существует такой стереотип, что лучшее джазовое образование в Америке. Если говорить вне стилевых особенностей, в Германии действительно много всего происходит? Стоит получать образование там?

— Америка — это очень сильная джазовая сцена, но европейский и американский джаз очень отличаются. Я в этом убеждаюсь третий год подряд на крупной джазовой выставке-фестивале Jazzahead! Там на шоукейсах всегда играют европейские и американские проекты, и разницу всегда очень слышно. Дело не в уровне, а именно в стилистической особенности.

В Германии очень большой выбор, а главное — поддержка в этом выборе. Есть много возможностей для экспериментирования со стилями, выступлениями. Это классно. Но это европейский джаз, который отличается от американского звучания.

 

Мой совет — много слушайте и изучайте все самостоятельно, не надо ехать наобум. Тогда все сложится лучшим образом и вы не будете разочарованы!

Недавно у Татьяны Новы вышел дебютный альбом:

Слушать EP Planeta: AppleMusic Spotify

Татьяна Нова в соцсетях: Facebook YouTube Instagram

Подробнее об альбоме из первых уст.

————————————————-

(c) Образовательный центр Lanote Education

Статью подготовила Елизавета Волощук

Post a Comment