Статья
Фортепиано — один из самых непростых инструментов: перед нами 88 клавиш, на которых нужно играть одновременно двумя руками, 2-3 педали для ног. Но и возможности этого инструмента практически безграничны: мы можем играть за весь оркестр! Так как же построить план работы, чтобы уже наконец начать играть?
Андрей Липатов советует: «Для начала нужно определить цель. Но если вы решили научиться более или менее профессионально играть, то нужно чётко выстроить расписание тренировок. Как в зале. Это поможет сделать хороший педагог. Для получения качественного результата в любом деле я всегда советую работать над фундаментом!»
Система занятий из семи ступеней поможет вам найти баланс и покачивать все необходимые навыки для игры на фортепиано.
1. Технические упражнения
Технические упражнения могут быть самыми разными. И хотя они могут казаться ученику скучными, не стоит ими пренебрегать. Упражнения помогут сформировать правильную постановку рук и отточить технику. Они укрепляют пальцы и развивают беглость. Для работы над техникой стоит начать со сборников этюдов Черни (ред. Гермера), Ганона и Питерсона (1,3 тетради).
2. Работа над чувством ритма
Ещё Стравинский заметил: «В музыке есть три главные вещи. Это ритм, ритм и ритм». Чувство ритма — основа основ для любого музыканта. Чтобы его развить пригодятся упражнения из пособий Л.Беллсона «Чтение с листа 4/4» и О.Л.Берак «Школа ритма». И, конечно же, регулярные занятия.
3. Работа над гармонией
Теория очень важна для любого музыканта. Понимание гармонии позволяет видеть партитуру, а не набор нот, позволяет импровизировать. Гармонию следует изучать по порядку: терции, трезвучия, септаккорды и так далее. Строить аккорды от разных нот, в различных интересных последовательностях. И не забывать про блюзовый квадрат.
4. Работа над импровизацией
Импровизация — это процесс сочинения мелодии в режиме реального времени. И как любой процесс его можно разбить на элементы и сформулировать чёткую инструкцию с порядком действий для его освоения. Тренируемся импровизировать, начиная с блюзовой гаммы под блюзовый квадрат. Для начинающих можно сочинить специальные темы для импровизации на 1-2 лада.
5. Слушание музыки
Слушание — это не просто аудиальное восприятие произведения. Это ещё и изучение главных джазовый альбомов, исполнителей и тем. Не забывая о классике и других стилях. Зачем оно нужно? Дело в том, что если мы не знаем историю создания произведения, к какому стилю оно относится, какая гармоническая структура лежит в его основе, музыка остаётся лишь набором звуков.
6. Читка с листа
По читке с листа достаточно 5-10 минут в день чтения (т.е. игры без остановки от начала до конца) самых простых нот. Например, сборники для начинающих, 1-2 класс музыкальной школы.
7. + Работа над произведениями
Выбор программы, репертуара и работа над ним — завершающий этап занятий. Стоит помнить, что лучше дробить задачи, не стоит сразу работать над всем музыкальным полотном, лучше уделить внимание сложным пассажам.
Ежедневные занятия должны быть набором упражнений из каждого блока. Доля каждого сегмента может варьироваться от плана обучения. Какие-то блоки можно выполнять отдельно. Например, почитать с листа, пока заваривается чай, поработать только над гармонией в любые свободные 15 минут и так далее.
Индивидуальные уроки
Основные направления онлайн-платформы
Мы в социальных сетях
Электронный адрес
Телефон
Адрес
Москва, ул. Марксистская, 10с1, 4 этаж, офис 410
Реквизиты
ИП Липатов А.А. / Москва
ОГРНИП 319774600155370
ИНН 770373239290
Лицензия на осуществление образовательной деятельности №041105 от 17 ноября 2020 года