Кому нужна эта теория? Искусство или математика

Кому нужна эта теория? Искусство или математика

У изучающих музыку рано или поздно возникает вопрос: учить или не учить теорию? Зачем она нужна, если музыка — это импровизационный праздник? Если это божий дар: не дано, так не дано? Слушай и снимай. Что тебе еще нужно?

Как показал мой личный опыт музыканта и педагога, очень многое можно и нужно объяснять. Это поможет проложить максимально короткий путь от незнания к знанию, минуя огромное количество болотистых зон, в которых нередко зависают усталые путники. Так зачем нужна теория и что можно объяснить на словах?

1. Зная интервалы и основные аккорды с обращениями вы точно можете приступить к изучению гармонии. Играть последовательности, анализировать аккордовую запись, сыграть самый примитивный бас. Также сможете проанализировать и записать сочиненный эпизод.

2. Знание элементарной теории музыки (длительности, размеры тактов, группировка) поможет более точно и профессионально записывать ноты, а также упростит их чтение.

3. Имея в рукаве опорные гармонические и мелодические звуки, вы сможете сделать первые шаги к осознанной импровизации. А зная элементарные или, в последствии, и нетривиальные приемы — развить этот навык.

4. Имея базовые знания постановки рук или голоса, вы уже будете иметь крепкий фундамент, к которому останется добавить лишь упорные занятия. Если ваши руки стоят неправильно, в 98% случаев можно и не мечтать о быстрых темпах, ритмичности или управлении звуком. А без понимания принципов выбора аппликатуры даже несложное произведение будет крайне трудно выучить.

5. Зная особенности тех или иных инструментов, вы с большей легкостью сделаете аранжировку и оркестровку. На репетициях или записи у музыкантов не возникнет проблемы с чтением ваших нот и заложенного в них смысла.

6. Знание ритмических методик (например, коннакола) поможет на фундаментальном уровне изменить ощущение времени и ритма. Ваш грув никогда не будет прежним!

А вы страдали когда-нибудь от отсутствия базовых знаний? Может быть поступили в ВУЗ без музыкальной подготовки или пытались освоить инструмент без педагога?