Советы вокалистам от звукорежиссера Алексея Белова

Алексей Белов

Советы вокалистам от звукорежиссера Алексея Белова

В прошлое воскресенье состоялся интенсив по основам звукорежиссуры для вокалистов. Мероприятие организовал молодой лейбл Vetvi Music (http://vetvimusic.ru/) в содружестве с образовательным центром Lanote Education.

Основательница «Ветвей» — певица и композитор Таня Балакирская, также выступила и модератором встречи. Кому, как не действующей вокалистке лучше знать нюансы работы со звукорежиссером на сцене?

Спикером интенсива стал Алексей Белов — старший звукорежиссер клуба Алексея Козлова и один из лучших профессионалов саунд-отрасли.

Центр Lanote выступил партнером мероприятия, а также подготовил статью с ключевыми вопросами и тезисами этой встречи.

— Как правильно обратиться к человеку, который находится за пультом?

Кто-то обижается или не очень любит слово «звукач». Ерунда полнейшая. Вполне нормальное слово. Просто звукорежиссёр – выходит громоздко. Я использую английский термин «soundman» – просто потому, что быстро и удобно.

Как-то, в конце 90-х, меня вообще называли «радистом». Это было общепринято. Так называли работников нашей специальности, потому что других понятий еще не было. Поэтому как бы вы не называли нас, ничего страшного в этом нет. Не бойтесь говорить так, как вы привыкли. Если человек адекватный, его это не должно обидеть. Он просто улыбнётся.

— С чего нужно начинать работу со звукорежиссером на площадке?

— Есть правильная фраза: «кто отвечает сегодня за звук?». Потому что человек, который расставляет микрофонные стойки – это не звукорежиссёр. Это может быть техник, микрофонный оператор, помощник. Надо понять, кто на самом деле руководит процессом.

Итак, вы поняли кто это, познакомились. Если вы назовёте человека по имени, а потом запомните, как его зовут – это будет большим плюсом при дальнейшей работе.

— С кем лучше работать?

— Вариантов несколько: это человек, которого пригласили вы. Он знает ваш коллектив, потребности и нюансы. Бывает так, что приходит человек «от проката» — это профессионал, но он, как и вы, на площадке может быть в первый раз. Последний вариант – это когда работает сам звукоинженер места, где вы собираетесь выступать. Он хорошо знает нюансы, и к его мнению во многих моментах стоит прислушаться. Дайте ему понять, что вы доверяете ему как специалисту. Это важно. Когда человек чувствует, что ему доверяют, у него вырастают крылья.

— Что нужно настраивать в первую очередь?

— Зависит от ситуации. Возьмём самый плохой вариант, потому что чаще всего он и случается. (Смеется) Допустим, у вас есть 15 минут. С чего начать? 

Нужно понять: сразу ничего не зазвучит. Дайте человеку время настроить звук. А для этого начните общаться с ним в микрофон. Говорите на улыбке: так гораздо лучше все артикулируется. Сначала посчитайте от 1 до 10: так звукач услышит все нужные согласные и гласные. Проверьте звуки Н, М, У, И, и не забудьте о шипящих. Лучше делать это на том языке, на котором вы будете петь. Потому что фонетически все языки устроены совсем по-разному.

Потом он даст возможность вам себя услышать. Сам попросит: «Давайте что-нибудь попоём». Нужно понять тесситуру вашего голоса, подачу и манеру исполнения. Дайте как можно больше информации на саунд-чеке. Расскажите про жанр, в котором поете; обозначьте состав группы. Лучше всего прислать заранее технический райдер, а вместе с ним — нарисованный план сцены.

— Многие не хотят задавать вопросы звукорежиссеру, боясь показаться непрофессионалами. Или же возникает мысль: «Не замучаю ли я звукорежиссера?»

— Нет и еще раз нет. Нам, звукачам, нужно общаться с людьми, и приходится стать немного психологами, чтобы выстроить позитивную атмосферу.

Нужно дать понять друг другу о готовности к сотрудничеству. Это самый главный посыл. Русских очень часто можно узнать – они не улыбаются. Мне говорят: «Ты не похож на русского». – «Я знаю, в зеркало смотрюсь с утра». – «Нет, не в этом смысле. Ты на английском языке можешь говорить, и ты улыбаешься. Ты, — говорит, — не похож на русского». (Смеется)

А когда подъезжают фирмачи, никогда нет звездности. Кто бы ни приезжал, в большей или меньшей степени известные люди – это всегда позитивный настрой.

Понимаете, о чем я говорю? Найти общий язык с звукачом – это первое дело.

— Что дальше?

— Смотрите: вы первые на площадке и видите, что звукач отстраивает микрофон. Это хороший признак. Знаете, почему? Потому что он уже включил аппарат, расставил колонки (а значит, они уже звучат) и перешел к мониторам.

Если это не сделано, переспросите: «Вы будете настраивать сейчас в мониторах микрофон?» Выделите жирным шрифтом — монитор ваш друг. Вы должны находиться напротив его. Есть такое понятие: угол раскрытия монитора. Он не очень широкий: 40-60, максимум 90 градусов. Поэтому, если вы от него далеко отойдете, то почти уже ничего не слышите.

Всегда обязательно уточняйте: «Я буду стоять здесь. Куда вы поставите мой монитор?». Вы будете слышать лучше всего, когда он находится прямо напротив вас.

Удобнее, когда есть два монитора и наушник — так вы можете больше передвигаться. Но если вы никогда не работали в наушниках, и решили попробовать впервые на сегодняшнем концерте, это плохая идея. В них надо репетировать.

— Что нужно давать в мониторы?

— Главное, чтобы вам было комфортно на сцене. Если хотите убавить громкость других инструментов, сделайте это. Потому что голос — это самый негромкий инструмент. Вполне нормально сказать: «Ребята, очень громко на сцене, я себя не слышу». Если требуется, переставьте музыкантов на сцене. Почему барабанщик должен находиться по центру? Просто потому, что так принято для красоты. Поставьте ударную установку сбоку! А сами приблизьтесь к клавишам. Разделите сцену на тихую и громкую части.

— Почему часто заводится микрофон, начинает «визжать»?

— Это называется «фидбэк». Когда вы посылаете звук в микрофон, он через электрическую цепь возвращается к вам посредством движения руки звукача в мониторы. И этот же звук усиливается в микрофон. И вот этот фидбэк на определенной частоте вызывает эффект снежного кома. Что делать в таких случаях? Убрать микрофон от монитора, направить сеткой в другую сторону и не закрывать рукой.

Как выбрать микрофон?

— Лучшие всего — взять знакомого звукоинженера с собой. Нужно проверять его при покупке и понять его характеристику направленности. Смотрите: вот отсюда (показывает на центр микрофона) микрофон улавливает звук лучше всего. Тут (сбоку) микрофон улавливает, но не так сильно. Здесь (переворачивает) он почти не улавливает. Так устроены современные микрофоны, в которые мы поем чаще всего. Рэперы, например, часто закрывают «гриль», то есть сетку микрофона, либо переворачивают его. Нужно понимать вашу цель и манеру исполнения.

Если стоит задача купить микрофон для вокалиста, выбирайте микрофон, у которого направленность «кардиоидная» (то есть, сигнал распространяется большим углом в виде сердца). Шнуровые микрофоны при прочих равных чаще всего звучат лучше, чем радиомикрофоны. Конденсаторные хуже ведут себя на громких сценах, чем динамические. Плюс динамические микрофоны более устойчивы к падениям.

— Как общаться со звукорежиссером, чтобы он меня понял? Допустим, у меня не хватает «низов». Как это перевести на технический язык?

— Общайтесь так, как вам удобно. Единственное, не используйте абстрактные метафоры. Если вы слышите «бум-бум-бум», так и говорите – у меня бубнит микрофон. Доносите до звукорежиссеров свои ощущения, используйте понятные сравнения. А просить «добавьте низов» вообще не стоит — в голосе их просто нет. Лучше сказать «Мне не хватает нижней середины», и вас сразу поймут.

Если на сцене вы плохо себя слышите, попробуйте зажать ухо: этот прием поможет услышать себя. Также используйте известный прием — покажите большем пальцем вверх или вниз. Звукоинженер это увидит, и попробует изменить ситуацию.

После концерта поблагодарите человека за работу и попросите «сохранить сцену» на флешку. Это вам очень пригодится, когда будете играть на этой площадке в следующий раз.

Статью подготовила Елизавета Волощук.

© Образовательный центр Lanote Education, 2020