Введение в коннакол

Индийская ритмическая традиция Коннакол

Аннотация. В данной статье рассматриваются два главных направления индийской классической музыки – Хиндустани и Карнатик, их особенности и общие черты; традиция Солкату, в которую входит вокальная ритмическая составляющая – коннакол. А также история развития коннакола, способы записи слогов и упоминание данного способа пропевания ритма в западной культуре и образовании.
Ключевые слова: ритм, Индия, коннакол, слог, голос.

(с) Липатов Андрей Алексеевич

Индийская классическая музыка – одна из древнейших музыкальных традиций мира. Её корни исторически связывают с «Ведами» (четырьмя сборниками самых главных священных писаний индуизма на санскрите), в которых подробно рассматривается и музыкальная культура. В посвященном театру, музыке и танцу трактате «Натья-шастра», иногда называемым «пятыми Ведами», описывается важная связь трех данных направлений искусства, а также демонстрируется наличие у индийцев высокоразвитой музыкальной системы. Основные понятия для такой системы – рага и тала. Рага представляет собой закрепленные традицией ладоритмические построения (мелодии или темы в западной терминологии) с глубоко осмысленным философско-поэтическим содержанием. Исполнение раг приурочено ко времени суток или года. Тала – широкое понятие, включающее несколько значений: время, такт, ритмический рисунок, хлопание в ладоши.

Звукоряд индийской классической музыки существенно отличается от привычного для современной западной музыки деления октавы на 12 равных полутонов. Чаще всего этот звукоряд описывают путем деления октавы на 22 неравных микрохроматических ступени (шрути).

Индийская классическая музыка разделяется на две основные традиции, окончательно разошедшиеся примерно с XII-XIII века: Карнатик (Южная Индия, Шри-Ланка) и Хиндустани (Северная Индия, Пакистан, Бангладеш).

Музыка Хиндустани возникла как самостоятельная форма под воздействием персидского и исламского влияния в северной Индии (начиная с XII века). Наиболее часто раги этого направления представляют собой продолжение ноты «Са» (До) и построены на девяти звуках. Но в некоторых смешанных рагах их число доходит до двенадцати. Музыка Хиндустани, в отличии от традиции Карнатик, имеет свои характерные стили инструментального исполнения. В то время как инструментальная часть музыки Южной Индии существует лишь в виде аккомпанемента для вокала, на севере создаются самостоятельные инструментальные композиции (гат), соотносящиеся с определенными рагами и тала. Характерные инструменты этой традиции – ситар, тунпура, сарод, бансури, шенай, табла, саранги.

Традиция Карнатик (Carnatic music), ассоциируемая с несколькими современными южными индийскими штатами и Шри-Ланкой, считается древнее северо-индийской. Трактат по южно-индийской музыке называется «Силаппадикарам» и относится к II-V векам. Данное музыкальное направление состоит из семьдесяти двух раг без подразделения на мужские и женские. Звукоряды традиции Карнатик включают в себя 16 звуков. Однако раги, основанные более чем на семи звуках, встречаются редко. Основной акцент в карнатской музыке сделан на вокале: большинство композиций написаны именно для голоса. Традиционные инструменты – индийская продольная флейта (вену), готтувадьям, вина, мридангам, канджира, гхатам и скрипка.

В обеих традициях классической индийской музыки активно использовалась импровизация как вокальная, так и инструментальная. В традиции Карнатик существует понятие «коннакол» (konnakol, тамильский язык), которое произошло из более северного языка – телугу, в котором «koni» означает «декламировать» или «произносить». Это слово было адаптировано в тамильском языке и соединилось со словом «kol», что означает «управлять». Таким образом, под коннаколом понимают управление вокальной декламацией на высоком художественном уровне. Существует специальный раздел карнатской музыки, под которым понимают пропевание слогов (коннакол) с отсчитыванием ладонями тал – Солкату (Solkattu).

В традиции Хиндустани вместо коннакола в качестве ритмического вокала выступает Болс (Bols) – пропевание акцентов и паттернов инструмента табла. Существует много общего между коннаколом и Болс, например, слог «Dhin» в коннаколе близок слогу «Thin» из Табла Болс. Болс очень приятен на слух, часто его звучание более светлое, чем в коннаколе, и он обладает невероятной ритмической сложностью. Тем не менее коннакол обладает более цельным ритмическим содержанием.

Коннакол представляет собой вокальную имитацию звуков и паттернов всех карнатских перкусионных инструментов. Однако в большей степени это можно отнести к мридангаму (mridangam), каждый удар по которому имеет соответствующий вокальный звук. Конечно, звуки человеческого голоса отличаются от звуков, издаваемых с помощью ударного инструмента. С течением времени, под влиянием многих инноваций исполнителей, коннакол развился как язык далеко за рамками звуков мридангама. Помимо своих художественных достоинств, коннакол является неотъемлемой частью интенсивной подготовки исполнителей как на мриндагаме, так и на всех перкуссионных инструментах в качестве основы для понимания ритмических нюансов традиции Карнатик. Музыканты обмениваются ритмическими идеями друг с другом, используя коннакол, а также практикуют вокальные паттерны совместно с отсчетом тала своими руками. При обучении игре на перкуссии студенты сначала повторяют ритмические рисунки голосом. И только после этого соединяют игру на инструменте с коннаколом. В качестве базового языка и для ритмической композиции музыканты сначала обдумывают свои идеи с помощью коннакола, после чего уже переносят их на инструмент. Несмотря на жесткую структурированность, стандартные хорошо известные фразы и традиционное подчеркивание украшений и динамических оттенков, для музыкантов высокого уровня существует много возможностей для развития собственной интерпретации и импровизации.

Сантам (Santham или Sabdham) – звуковой эффект языка, который был важной частью индийской музыки с античных времен. Можно провести аналогию между слогами мантр и песнопений, используемых священниками сегодня, и античным языком санскрит. Семь основных названий нот гаммы – Sa, Re, Ga, Ma, Pa, Dha, Ni, Sa – упоминаются в ведах и имеют прямое отношение к санкриту, как сокращенная форма слов на этом языке [8]. Хорошо известно, что озвучивание ритмических слогов началось от звуков санскрита, в котором гласные и согласные были объединены, чтобы при чтении древних текстов звуки создавали плавное течение метра и ритма. В древние времена самыми распространенными являлись четыре слога – ta, dit, thu, nna. Чтение слогов было усовершенствовано для помощи студентам при изучении тала. Такие слоги, как ta, khit, tha, nna, kita, tri, tre, ga , ti , di начали читать вместе с долями (matras), и ритмы стали развиваться путем комбинирования и разделения различных гласных и согласных [5]. Шестнадцать согласных звуков (слогов) из Деванагари – разновидности индийского письма нагари (из античного текста на санскрите «Сангита Ратнакара» (Sangita Ratnakara), написанного Сарангадева) – Ka, Kha, Ga, Gha, Ta, Tha, Da, Dha, Na, Ta, tha, Da/Dha, Na, Ra и Ha [5] – рассматриваются в качестве основного источника вокальных слогов. Эти звуки считаются основополагающими в развитии вокальных слогов по всей Индии, и из них разработаны бесчисленные ритмические паттерны [8]. Используя текст «Сангита Ратнакара» в качестве ресурса, Арун Кумар Сен написал книгу «Индийская концепция ритма» (1994), в которой приводит обширные таблицы мнемонических слогов, вытекающих из этих оригинальных слогов санскрита.

Однако не стоит проводить прямую параллель между древними слогами и современными. Они развивались и видоизменялись не всегда линейно. Так, часто используемые в современном коннаколе слоги были заимствованы в своё время из словарного запаса Джати (Jathi) – составленных из слогов строк, совершенствуемых в течении последних 500 лет. Наряду с влиянием мридангама и звуков перкуссии, большой вклад в развитие коннакола внесло чтение Джати в качестве аккомпанемента индийскому танцу Наттувангам (Nattuvangam). Такие слоги, как Ju и Nu, ныне включенные в программу коннакола вышли именно из этой традиции, а не от звуков мриндагама.

Не существует единой системы записи коннакола: в Индии рисунки записывают на языке тамил, а на западе – на английском. Слоги, как правило, пишут отдельно. При записи на английском языке часто опускают букву H, а также периодически заменяют сочетания звуков Dh и Th на букву D. Например, слоги «Tha», «Dhom», «Thin» часто пишут, как «Ta», «Dom», «Din». Также при записи используют вертикальные линии, указывающие окончание такта; запятые/точки в качестве пауз; одинарное или двойное подчеркивание, символизирующее необходимость пропевания слогов в 2 или 4 раза быстрее исходного темпа.

Первые публикации теории коннакола в западных джазовых пособиях датируются 70-ми годами ХХ-го века. Так, трубач Дон Эллис в своей книге «The New Rhythm Book» приводит написание слогов, ставшее традиционным в западной теории [4]:

2 = TA – KA

3 = TA – KI – TA

4 = TA – KA – DI – MI

5 (2+3) = (TA – KA) + (TA – KI – TA)

7 (3+4) = (TA – KI – TA) + (TA – KA – DI – MI)

9 (2+2+2+3) = (TA – KA) + (TA – KA) + (TA – KA) + (TA – KI – TA)

О применении слов для понимания ритма писал Г.Г.Нейгауз. Например, «Клемперер», «Амстердам», названия различных мест Рижского побережья – «Дзинтари», «Болдури», «Дубулты» и другие [3]. Барабанщик Бенни Греб в своей видео-школе предлагает использовать слова «Ra-di-o» для триолей, «U-ni-ver-si-ty» для квинтолей и «Lis-ten – to – the Ra-di-o» для септолей [6]. Также выдающийся гитарист Джон Маклафлин в 2007-м году выпустил видео-школу по коннаколу «The Gateway to Rhythm» [7]. Однако в ней используются не совсем традиционные для Запада слоги.

Коннакол является одной из самых удобных и простых форм для совершенствования чувства ритма: это самодостаточная форма, с помощью которой можно прочитать ритмическое построение любой сложности. По этой причине его изучают в рамках дисциплины «Ритмическое сольфеджио» во многих европейских и американских джазовых колледжах. Такой курс позволит студенту легко справиться со сложными ритмическими фразами, полиритмией, а также комфортно чувствовать себя в сложных музыкальных размерах.

Список используемой литературы:

  1. Бимгарде Чайтанья Дева. Индийская музыка: Пер. с англ. /Авт. вступ. ст. и коммент. Дж.К. Михайлов. – М.: Музыка, 1980.
  2. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/
  3. Нейгауз Г.Г., «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога: Учебное пособие.» — 5-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета Музыки», 2015.
  4. Ellis D., «The New Rhythm Book», 1972.
  5. Kumar Sen, A. «Indian Concept of Rhythm», Kanishka Publishers, Delhi, India, 1994.
  6. Greb B., «The Language of Drumming: A System for Musical Expression». DVD, Hudson music, 2009.
  7. McLaughlin J., Vinayakram S.G., «The Gateway to Rhythm». DVD Mediastarz Monaco, 2007.
  8. Young L. «KONNAKOL. The History and Development of Solkattu (the Vocal Syllables) of the Mridangam», thesis for the Degree of Master in Music. Performance School of Music, Victorian College of the Arts, University of Melbourne, 1998.

Post a Comment